Утверждено: постановлением Администрации Медвенского района от 15.12.2011 года №780
ПАСПОРТ
районной целевой Программы «Создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района Курской области
на 2012-2015 годы»
Наименование Программы |
Районная целевая Программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района Курской области на 2012-2015 годы» |
Основание для разработки Программы |
Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010г. № Пр-3554 от 6 декабря 2010 года; распоряжение Правительства Курской области от 15 августа 2011 года №362-рп «Об утверждении Концепции областной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области на 2011-2015 годы» |
Муниципальный заказчик – координатор |
Администрация Медвенского района Курской области |
Разработчик Программы |
Управление аграрной и экономической политики Администрации Медвенского района Курской области |
Основная цель Программы |
Основной целью Программы является формирование благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций, дальнейшего роста и диверсификации экономики Медвенского района |
Основные задачи Программы |
Достижение данной цели обеспечивается путем решения следующих задач: создание благоприятной для инвестиций административной среды; создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций; финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций; формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района; информационное обеспечение инвестиционной деятельности |
Сроки реализации Программы |
2012 – 2015 годы |
Основные целевые индикаторы и мероприятия Программы |
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и мероприятий Программы: количество разработанных и утвержденных нормативных правовых актов и документов нормативного характера; количество соглашений о сотрудничестве, заключенных от имени Администрации Медвенского района; количество организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, которым оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов; количество специалистов Администрации Медвенского района, занимающихся вопросами инвестиционной деятельности, прошедших дополнительное обучение; количество инвесторов, с которыми организовано взаимодействие между органами местного самоуправления Медвенского района, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов; сумма инвестиций, дополнительно привлеченных в результате предоставленных инвесторам мер государственной поддержки; количество проведенных мероприятий по формированию инвестиционного имиджа Медвенского района; количество проведенных модернизаций выставочной экспозиции Медвенского района (с обновлением выставочного стенда) для участия в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области, Российской Федерации и за рубежом; количество специалистов, принявших участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем района в сфере инвестиционной деятельности; количество проведенных анкетирований предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, по вопросам инвестиционной деятельности; наличие страницы на сайте Администрации Медвенского района об инвестиционной направленности района; количество публикаций в прессе, направленных на формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района. |
Исполнители мероприятий Программы |
Управление аграрной и экономической политики Администрации Медвенского района Курской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить: увеличение объема инвестиций в основной капитал; увеличение объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения; увеличение количества новых рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов; прирост налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц, зачисленных в местный бюджет в результате реализации инвестиционных проектов. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Глава Медвенского района; текущее управление и контроль за выполнением Программы осуществляет управление аграрной и экономической политики Администрации Медвенского района Курской области |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основой дальнейшего социально-экономического развития Медвенского района Курской области является стабильный рост инвестиций в основной капитал. Без реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых инновационных производств, внедрение передовых технологий, невозможно обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, повышение заработной платы работников, а также стабильные налоговые поступления от деятельности предприятий и организаций.
На решение этих проблем нацелена Стратегия социально - экономического развития Курской области до 2020 года (одобрена постановлением Курской областной Думы от 24 мая 2007 года № 381-1У ОД) и принятая в соответствии с ней Программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы (утверждена Законом Курской области от 28 февраля 2011 года № 15-ЗКО), которой установлены основные направления инвестиционной политики Курской области на 2011- 2015 годы и целевые показатели развития инвестиционной деятельности, а также Программа социально – экономического развития Медвенского района Курской области на 2011-2013 годы.
С целью создания условий для достижения показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Медвенского района Курской области на 2011-2013 годы, и в соответствии с ней разработана районная целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района на 2012-2015 годы».
Динамика инвестиций в основной капитал в 2008-2010 годах приведена в табл. 1.
Таблица 1 - Инвестиции в основной капитал
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. рублей |
501,6 |
517,4 |
439,1 |
Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (% к предыдущему периоду) |
118,0 |
103,2 |
84,9 |
Сохранились проблемы, которые сдерживали приток инвестиций - среди них:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и сложность привлечения заемных средств, в первую очередь банковского капитала;
ограниченность средств областного и местного бюджета, направляемых на оказание мер государственной поддержки;
незначительное число новых, инновационных проектов, которые были бы направлены на модернизацию экономики и ее диверсификацию;
недостаточная самостоятельность руководителей предприятий, собственниками которых являются крупные холдинговые компании, в проведении экономической политики и принятии решений, касающихся модернизации производства.
Кризис показал, что нужны новые идеи, новые проекты, которые помогут предприятиям удержать свои позиции на рынке. Нужна новая, конкурентоспособная продукция. Многие предприятия до сих пор не приняли решения о возобновлении реализации ранее отложенных проектов и рассматривают целесообразность их реализации в существующих условиях. Это связано с тем, что принятие решения по какому-либо проекту связано с общей политикой компании-собственника как внутри России, так и на внешнем рынке.
В связи с недостатком свободных земельных участков не развивается в районе такое, довольно широко используемое в других регионах, направление привлечения инвесторов как создание промышленных парков с готовой инфраструктурой. Под промышленным парком подразумевается один или нескольких земельных участков, расположенных в непосредственной близости друг от друга и связанных единой инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой.
В районе работают 3 крупные инвестиционные компании: «Русский ячмень», «Иволга Центр», «АгроГард» которые осуществляют привлечение средств в экономику района, хотя в районе отсутствуют нормативные муниципальные акты, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности.
В целях оперативного информирования потенциальных инвесторов о положении дел в инвестиционной сфере целесообразно создать раздел на сайте Администрации Медвенского района, отражающий вопросы инвестиционной деятельности. Затраты на его создание невелики, но польза может быть значительной.
Возможности для дополнительного привлечения инвестиций имеются, но для этого требуется серьезная корректировка инвестиционной политики, в целом, и механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, в частности.
В сложившихся условиях проведение активной и последовательной инвестиционной политики приобретает исключительную роль в деятельности Администрации Медвенского района.
Приоритетом при оказании государственной поддержки инвесторов на конкурсной основе будут пользоваться отрасли, обеспечивающие получение высоких объемов добавленной стоимости, способствующие процессу диверсификации экономики района и снижению уровня зависимости от градообразующих предприятий. В настоящее время это: пищевая и перерабатывающая промышленность; производство строительных материалов; производство продукции животноводства и растениеводства.
Продолжится совершенствование законодательной базы в сфере привлечения инвестиций.
Для дальнейшего развития инвестиционной деятельности необходимо реализовать комплекс мероприятий не только законодательного, но и практического характера, которые позволят обеспечить приток инвестиций в экономику района на новой системной основе.
Достижение целей и решение предлагаемых задач Программы целесообразно осуществить программно-целевым методом путем объединения ресурсов по различным мероприятиям и единообразия программно- технических решений.
Целесообразность решения проблемы улучшения условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабность и социальная значимость проблемы; ресурсоемкость решения проблемы и нахождение основной части ресурсов в областной собственности;
областное значение проблемы, что определяется наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти регионального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием всего социально - экономического комплекса;
необходимость системного подхода и комплексного решения отдельных направлений политики в сфере инвестиционной деятельности, в том числе согласования мероприятий по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов её реализации, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность реализации Программы
Целью Программы является формирование благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций, дальнейшего роста и диверсификации экономики Медвенского района.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи Программы:
1.Создание благоприятной для инвестиций административной среды.
2.Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций.
3.Финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций.
4.Формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района.
5.Информационное обеспечение инвестиционной деятельности.
Программа будет реализована в течение 2012-2015 годов. В связи с тем, что мероприятия Программы могут быть реализованы независимо друг от друга, разбивка на отдельные этапы не требуется.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение следующих целевых индикаторов и мероприятий Программы:
количество разработанных и утвержденных нормативных правовых актов и документов нормативного характера;
количество соглашений о сотрудничестве, заключенных от имени Администрации Медвенского района;
количество организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, которым оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов;
количество специалистов Администрации Медвенского района, занимающихся вопросами инвестиционной деятельности, прошедших дополнительное обучение;
количество инвесторов, с которыми организовано взаимодействие между органами местного самоуправления Медвенского района, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов;
сумма инвестиций, дополнительно привлеченных в результате предоставленных инвесторам мер государственной поддержки;
количество проведенных мероприятий по формированию инвестиционного имиджа Медвенского района;
количество проведенных модернизаций выставочной экспозиции Медвенского района (с обновлением выставочного стенда) для участия в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области, Российской Федерации и за рубежом;
количество специалистов, принявших участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем района в сфере инвестиционной деятельности;
количество проведенных анкетирований предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, по вопросам инвестиционной деятельности;
наличие страницы на сайте Администрации Медвенского района об инвестиционной направленности района;
количество публикаций в прессе, направленных на формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района.
Реализация в комплексе всех мероприятий Программы, кроме достижения вышеперечисленных показателей, позволит обеспечить:
увеличение объема инвестиций в основной капитал;
увеличение объема инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения;
увеличение количества новых рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов;
прирост налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц, зачисленных в местный бюджет в результате реализации инвестиционных проектов.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета, предполагаемых средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Предоставление инвесторам и (или) лизингополучателям субсидий на уплату процентов по привлекаемым кредитам и (или) лизинговым платежам будет осуществляться в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 22.07.2011 г. № 324-па «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета инвесторам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, инвесторам-лизингополучателям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на уплату лизинговых платежей или на возмещение лизингополучателю части затрат на уплату лизинговых платежей».
IV. Механизм реализации Программы и системы управления реализацией Программы
Администрация Медвенского района Курской области - государственный заказчик-координатор Программы.
Управление аграрной и экономической политики – разработчик программы:
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств, необходимых для реализации мероприятий Программы,
при наличии выделяемых средств из областного бюджета ежегодно вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и затрат по мероприятиям Программы, уточняет механизм их реализации, а также при необходимости вносит Главе Медвенского района предложения по корректировке, продлению срока реализации Программы либо прекращению ее выполнения;
при необходимости осуществляет взаимодействие с федеральными и областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Основным исполнителем Программы является управление аграрной и экономической политики.
V. Оценка социально-экономической, экологической эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактического выполнения мероприятий районной программы с запланированными Программой. Методика эффективности реализации Программы приведена в приложении № 2 к настоящей Программе.
VI. Контроль за ходом реализации Программы
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения возлагаются на государственного заказчика- координатора Программы.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качество и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
Информация об исполнении Программы представляется исполнителем Главе Медвенского района ежегодно до 15 января.
В процессе реализации Программы в нее могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.
Приложение №1
к районной целевой программе «Создание
благоприятных условий для привлечения
инвестиций в экономику Медвенского района
на 2012-2015 годы»
Целевые индикаторы и мероприятия районной целевой Программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района на 2012-2015 годы»
№ п/п |
Наименование индикаторов и мероприятий Программы |
Ед. измерения |
Значение индикаторов и мероприятий Программы |
|||||
до начала реализации Программы |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
За период реализации Программы |
|||
Цель. Формирование благоприятного инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвестиций, дальнейшего роста и диверсификации экономики Медвенского района |
||||||||
|
Задача № 1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды |
|||||||
1.1. |
Количество разработанных и утвержденных нормативных правовых актов и документов нормативного характера |
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
1.2. |
Количество соглашений о сотрудничестве, заключенных от имени Администрации Медвенского района |
ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
1.3. |
Количество организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, которым оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов
|
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
1.4. |
Количество специалистов Администрации Медвенского района, занимающихся вопросами инвестиционной деятельности, прошедших дополнительное обучение |
чел. |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
1.5. |
количество инвесторов, с которыми организовано взаимодействие между органами местного самоуправления Медвенского района, службами занятости по содействию в подборе квалифицированного персонала и руководителей для предприятий, создаваемых в процессе реализации инвестиционных проектов |
ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
Задача № 2. Создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций |
||||||||
2.1. |
Количество предприятий, пользующихся услугами Курского регионального центра субконтрактации |
ед. |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Задача № 3. Финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций |
||||||||
3.1. |
Сумма инвестиций, дополнительно привлеченных в результате предоставленных инвесторам мер государственной поддержки; |
тыс. рублей |
- |
|
|
|
|
|
Задача № 4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района |
||||||||
4.1. |
Количество проведенных мероприятий по формированию инвестиционного имиджа Медвенского района
|
ед. |
- |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
4.2. |
количество проведенных модернизаций выставочной экспозиции Медвенского района (с обновлением выставочного стенда) для участия в выставках и ярмарках, проводимых на территории Курской области, Российской Федерации и за рубежом; |
ед. |
- |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
4.3. |
количество специалистов, принявших участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения проблем района в сфере инвестиционной деятельности; |
ед. |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Задача № 5. Информационное обеспечение инвестиционной деятельности |
||||||||
5.1. |
количество проведенных анкетирований предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Медвенского района, по вопросам инвестиционной деятельности |
ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
5.2. |
наличие страницы на сайте Администрации Медвенского района об инвестиционной направленности района |
да/нет |
нет |
нет |
да |
да |
да |
|
5.3. |
количество публикаций в прессе, направленных на формирование позитивного инвестиционного имиджа Медвенского района
|
ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
Реализация всех мероприятий Программы в комплексе позволит, кроме достижения вышеперечисленных показателей, обеспечить: |
||||||||
1. |
Объем инвестиций в основной капитал |
млн. рублей |
|
|
|
|
|
Рост объема инвестиций |
2. |
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения |
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
Рост объема инвестиций |
3. |
Количество новых рабочих мест, созданных в результате реализации инвестиционных проектов |
ед. |
|
|
|
|
|
Создание дополнительных рабочих мест |
4. |
прирост налога на имущество организаций и налога на доходы физических лиц, зачисленных в местный бюджет в результате реализации инвестиционных проектов |
тыс. рублей |
|
|
|
|
|
Начисление дополнительных сумм налога на имущество и НДФЛ, зачисляемых в бюджет |
Приложение №2
к районной целевой программе «Создание
благоприятных условий для привлечения
инвестиций в экономику Медвенского района
на 2012-2015 годы»
МЕТОДИКА
оценки эффективности реализации районной целевой программы «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района на 2012-2015 годы»
Оценка районной целевая программа «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Медвенского района на 2012-2015 годы» осуществляется муниципальным заказчиком Программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы по следующим критериям:
а)степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей;
б)степень выполнения мероприятий Программы.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными; фактического выполнения мероприятий Программы с запланированными Программой.
Источником информации для оценки эффективности реализации Программы является управление аграрной и экономической политики Администрации Медвенского района Курской области.
Степень достижения за отчетный период запланированных значений целевых индикаторов и показателей.
Оценка достижения запланированных результатов по каждому расчетному и базовому показателям за отчетный период измеряется на основании процентного сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов за отчетный период с их плановыми значениями за отчетный период по следующей формуле:
Ф х 100%
И= ---------------
П
где:
И - оценка достижения запланированных результатов;
Ф - фактически достигнутые значения целевых индикаторов;
П - плановые значения.
Фактически значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей.
Степень выполнения мероприятий Программы.
Степень выполнения мероприятий Программы измеряется на основании процентного сопоставления количества запланированных мероприятий Программы и фактически выполненных по следующей формуле:
Мф х 100%
Ми = ---------------
Мп
где:
Ми - степень выполнения мероприятий Программы;
Мф - количество мероприятий Программы, фактически реализованных за отчетный период;
Мп - количество мероприятий Программы, запланированных на отчетный период.
На основе проведенной оценки эффективности реализации Программы делаются следующие выводы:
«эффективность реализации Программы снизилась»;
«эффективность реализации Программы находится на прежнем уровне»;
«эффективность реализации Программы повысилась».