<< Назад | |
Раздел 1. О порядке личного приема граждан
В статье 13 Федерального закона № 59-ФЗ закреплены общие основы рассмотрения обращений граждан в устной форме, а также принципы проведения личного приема граждан для реализации права граждан на личное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ: по существу поставленных в обращении вопросов, если в обращении в устной форме содержатся вопросы, решение которых входит в компетенцию данного органа, с разъяснением куда и в каком порядке ему следует обратиться, если в обращении в устной форме содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа.
Переданное уполномоченному лицу в ходе личного приема гражданина обращение в письменной форме рассматривается самостоятельно в порядке, предусмотренном статьями 8, 9, 10, 11 и 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Требовать от заявителя, пришедшего на прием, подписать какое-либо согласие на обработку персональных данных неправомерно.
Если отклонения в поведении заявителя нарушают общественный порядок, то в этом случае приглашаются сотрудники полиции и оформляется протокол на гражданина за совершение соответствующего проступка.
Основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - это паспорт гражданина Российской Федерации. Иными документами удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, могут являться: временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, военный билет, удостоверение личности военнослужащих. Следует отметить, что решение о возможности личного приема по иным документам принимается руководителем соответствующей приемной или иным должностным лицом, к полномочиям которых отнесены организация личного приема граждан.
Раздел 2. О порядке рассмотрения обращений граждан.
Учитывая, что рассмотрение обращений не является государственной или муниципальной услугой, государственной или муниципальной функцией, а является государственной и муниципальной обязанностью, действие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на порядок рассмотрения обращений не распространяется.
Поступающие обращения граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц рассматриваются в рамках Федерального закона № 59-ФЗ.
Запросы рассматриваются в рамках Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Работа с обращениями граждан регламентируется Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Уставом района, локальными нормативно-правовыми документами (инструкциями, правилами о порядке рассмотрения обращений граждан и ведения делопроизводства по ним).
Виды обращений определены в статье 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Среди них: заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Отличительный признак жалобы - состоявшееся нарушение прав, свобод или законных интересов либо заявителей, либо других лиц, с последующей просьбой заявителя о восстановлении или защите указанных прав, свобод или законных интересов. Кроме того, заявление может содержать просьбу о содействии в реализации конституционных прав и свобод заявителя или конституционных прав и свобод других лиц, но не может содержать просьбу о содействии в реализации законных интересов заявителя или других лиц.
Особенность рассмотрения жалоб, установленная Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», состоит в том, что запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. При этом в жалобе заявитель может просить о восстановлении или защите нарушенных не только своих прав, свобод или законных интересов, но и прав, свобод или законных интересов других лиц.
С 1 октября 2013 года в параметры, передаваемые из Управления по работе с обращениями граждан, включены в сопроводительные документы (письма Управления) как коды вопросов и сами вопросы, так и типы данных видов (заявление, жалоба, предложение) вопросов. Более того, сами типы вопросов расшифрованы и указывается, какой именно тип вопроса имеется в виду: просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав или свобод, просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав или свобод, рекомендации гражданина по совершенствованию законов или иных нормативных правовых актов.
При отнесении вопросов, поставленных в обращениях, к соответствующим предметам ведения нужно руководствоваться статьями 71 - 74 Конституции Российской Федерации, а также федеральными законами от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установление общих принципов организации местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина и обеспечение законности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты «а», «б» и «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации). В этой связи исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают обращение в рамках своих полномочий и принимают меры, направленные на реализацию права гражданина на обращение в органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено, что «гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату». Это является требованием к письменному обращению.
Однако, порядок рассмотрения отдельных обращений определен статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В части первой данной статьи определен порядок, что если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Поэтому письменное обращение без личной подписи автора должно быть рассмотрено в установленном законодательством порядке.
При рассмотрении обращений используются такие формы контроля, как постановка обращения:
на контроль - это когда обращение направляется для рассмотрения по существу в другие органы, которые о результатах рассмотрения должны проинформировать заявителя и орган, в который поступило обращение - запрашиваются результаты рассмотрения обращения в соответствии с частями 3 и 5 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ;
в режим ожидания - когда ответ на обращение дается органом, в который поступило обращение, на основании документов и материалов, запрошенных в других органов, в соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 2 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ.
При оценке ответов, а также документов и материалов уполномоченные лица органа, в который поступило обращение проверяют:
а) соблюдение сроков рассмотрения обращения и предоставления
документов и материалов;
б) наличие в ответе:
- бланка органа, даты и исходящего номера;
- ссылки на дату и номер документа Управления;
- должности, фамилии и инициалов, подписи лица, давшего ответ;
в) наличие документов и материалов, необходимых для принятия
конкретного решения по обращению;
анализируют содержание ответа на наличие:
а) освещения всех вопросов, поставленных в обращении;
б)описания всех установленных фактов и обстоятельств;
в) комментария по всем доводам заявителя;
г) ссылок на конкретные нормы права;
дают оценку:
а) объективности рассмотрения всех вопросов;
б) всесторонности рассмотрения всех вопросов;
в) своевременности рассмотрения обращения и предоставления
документов и материалов;
г) правовой обоснованности принятого по обращению решения;
д) полноты:
- принятых мер, направленных на восстановление или защиту
нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя;
- данных разъяснений по порядку реализации прав, свобод и законных
интересов заявителя.
В случае если ответ из иного органа на контрольное обращение удовлетворяет критериям своевременности, объективности, всесторонности и правовой обоснованности, уполномоченное лицо принимает решение о снятии обращения с контроля, если нет - ставит обращение на дополнительный контроль, о чем сообщается в соответствующий иной орган.
В случае если по документам и материалам, представленным иным органом, необходимых для рассмотрения обращения, находящегося в режиме ожидания, не позволяют подготовить заявителю объективный и всесторонний ответ по существу поставленных вопросов и дать правовое обоснование принятому по обращению решению, уполномоченное лицо принимает решение о дополнительном запросе в соответствующий иной орган дополнительных конкретных документов и материалов. Заявителю периодически направляют промежуточную информацию о продвижении решения его вопроса.
Нельзя путать срок для дачи ответа на обращения и срок для принятия мер по поддержанному обращению гражданина.
Срок для дачи ответа на обращение можно продлить только на месяц, то есть общий срок рассмотрения обращения не должен превышать двух месяцев.
Срок для принятия мер зависит от конкретной ситуации, установленного законом порядка решения вопроса и других факторов, а значит, может быть за пределами двухмесячного срока рассмотрения обращения.
Таким образом, в пределах двухмесячного срока заявителю дается ответ о том, что было установлено, какие меры приняты и какие еще будут приняты для восстановления его прав, в какие сроки. На этом завершается рассмотрение обращения, но продолжается принятие мер.
О результатах принятых мер желательно сообщить заявителю, не дожидаясь его повторных обращений. При этом возможно использование неформальных способов: разговор по телефону, в ходе личной беседы.
Отсутствие контакта с заявителем по таким обращениям может привести к повторным обращениям и обвинениям в бездействии должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо «запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия». Срок рассмотрения обращения в этом случае в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Обращение переходит в режим ожидания (ОЖ).
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, получивший обращение, направленное в его адрес другим государственным органом с указанием, что вопрос, изложенный в обращении относится к его компетенции, в случае установления, что указанный вопрос к его компетенции не относится, в течение семи дней с момента поступления обращения направляет его в тот государственный орган, к компетенции которого относится вопрос, поставленный в обращении, с уведомлением заявителя о принятом решении.
При работе с обращениями необходимо, прежде всего, соблюдение всех сроков, предусмотренных Федеральным № 59-ФЗ, нарушение этих сроков влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая последние изменения Федерального закона № 59-ФЗ, а именно, часть 4 статьи 1, распространившую порядок рассмотрения обращений граждан на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, - при поступлении корреспонденции от юридических лиц следует руководствоваться статьей 4 Федерального закона № 59-ФЗ, где дано определение понятия «обращение» (обращение - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления).
Часть 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ - Право гражданина на обращение. Право этого гражданина на ответ. Гражданином является и несовершеннолетний и недееспособный. Федеральный закон № 59-ФЗ не предусматривает обязательное участие их законных представителей при направлении обращения и получении ответа.
Конституция Российской Федерации и Закон не ограничивают право на обращение возрастом или состоянием здоровья граждан.
Необходимо иметь в виду, что право на обращение - это форма прямой демократии (решение инициируется, принимается и исполняется непосредственно гражданином) и Конституция Российской Федерации и Федеральный закон № 59-ФЗ не ограничивают право на обращение ни возрастом, ни состоянием здоровья граждан.
При обращении граждан мы не имеем права запрашивать документы о состоянии здоровья, о возрасте.
Осуществление обработки персональных данных в рамках Федерального закона № 59-ФЗ соответствует положениям Федерального закона № 152-ФЗ и для осуществления этой деятельности не требуется получения доверенности на представление интересов гражданина, тем более, как было отмечено ранее, рассмотрение обращений не налагает каких-либо обязанностей на заявителей.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ.
Порядок прекращения переписки с заявителем определяется частью 5 статьи 11 Федерального закона № 59-ФЗ.
Для прекращения переписки необходимо три условия, а именно:
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно (более двух раз) давались письменные ответы по существу конкретного вопроса в связи с ранее направляемыми обращениями;
при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Необходимо учитывать, что прекращение переписки возможно по конкретному вопросу.
Решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки вправе принять уполномоченное на то лицо.
После прекращения переписки нет необходимости давать ответ по существу, но каждый раз заявитель уведомляется о том, что с ним прекращена переписка (указывается тематика вопроса), а также дата и номер письма которым переписка была прекращена.
В соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ обращение в письменной форме и в форме электронного документа подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в орган (часть 1 статьи 8). Все остальные сроки рассмотрения обращения исчисляются со дня регистрации. Направляется в орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, в течение 7 дней со дня регистрации (часть 3 статьи 8), дается ответ по существу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрации (часть 1 статьи 12). В исключительных случаях, а также в случае направления запроса документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 10), этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней, о чем уведомляется заявитель. В этой связи орган, на рассмотрении которого находится обращение, направивший запрос, может продлить срок рассмотрения данного обращения на 30 дней, при этом общий срок рассмотрения обращения не должен превышать 60 дней со дня регистрации.
Систематизация и обобщение результатов рассмотрения обращений заявителей производятся на основе ответов органов местного самоуправления, данных по итогам рассмотрения обращений с учетом характера принятых по результатам рассмотрения обращений решений:
«разъяснено»;
«не поддержано»;
«поддержано», в том числе анализируется ответ на предмет «меры
приняты».